Памятка «Как работать с учебником»
1 вариант
1. Материал учебника читай не спеша, по абзацам.
2. Старайся понять и осмыслить каждое слово; встретив незнакомое слово, обязательно выясни его значение.
3. Внимательно обдумай прочитанное, выдели основную мысль.
4. Кратко сформулируй (устно или письменно) основную мысль каждого абзаца – получишь план изучаемого материала.
5. Правила, определения, слова, выделенные особым шрифтом, постарайся запомнить.
6. Закрыв учебник, повтори прочитанное по составленному плану.
2 вариант
1. Работай с заголовком! Прочитав заголовок, остановись!
– Сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.
– Вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему.
– Поставь вопросы, на которые, по твоему мнению, в тексте будут даны ответы.
– Попытайся дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.
– После этого приступай к чтению.
- Читая, сопоставляй выдвинутые тобой предположения с реальным содержанием текста.
2. Работай с текстом! Обращай внимание на непонятное в тексте.
– Читая, следи, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найди к ним объяснения в словарях или обратись с вопросами к тем, кто это может знать.
– Непонятным может быть само содержание текста.
Подумай, не связано ли это непонимание с пройденным, но плохо усвоенным материалом.
Подумай, что именно из старого материала мешает пониманию, и повтори его. А может, текст станет понятным, если разобрать конкретные примеры.
3. Веди диалог с автором!
– По ходу всего чтения ставь вопросы к тексту и выдвигай свои предположения о дальнейшем его содержании.
– Проверяй свои предположения в процессе чтения. Если ты не можешь найти ответ на свой вопрос, помни, что в тесте его может и не быть. Тогда попытайся найти недостающие сведения в других источниках.
4. Выделяй главное!
– Читая текст, старайся отделить в нем главное от второстепенного. Обдумай, в какой части текста выражена главная мысль, а что эту главную мысль поясняет или дополняет.
– По ходу чтения составляй план (устный или письменный) или конспект текста.
– Составляй схемы, таблицы, отражающие существенные моменты в тексте.
– В случае необходимости делай выписки.
– Рассмотри все данные в учебнике примеры и придумай свои. Старайся представить себе то, о чем читаешь.
5. Запоминай материал!
– Объясни себе, в чем связь мыслей – пунктов твоего плана.
– Перескажи текст по плану.
– Ответь на вопросы учебника или записанные в тетради.
6. Проверь себя!